Игорь Кузаев


Воздушно-десантная служба центра «Лидер» четыре раза в год организует и проводит, согласно организационно-методических указаний МЧС России и плана подготовки Центра, совместные тренировки (далее тренировки) летных экипажей и спасателей Центра по освоению и применению авиационно-спасательных технологий. Два раза по 10 рабочих дней проводятся тренировки с инструкторами парашютно-десантной подготовки, специалистами воздушно-десантной службы и кандидатами в инструктора, два раза по 15-20 рабочих дня тренировки с личным составом Центра. Вместе со специалистами Центра «Лидер», участвуют в тренировках по совершению прыжков с парашютом и

спускам с вертолета с применением спусковых устройств роликовых, а также отрабатывают алгоритмы действий при проведении поисково-спасательных работ, спасатели отряда Центроспас, Ногинского спасательного центра и Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России. Коллеги говорят – собрать всех на таких масштабных тренировках, да и, в принципе, организовывать сборы с такой регулярностью и размахом стало возможно благодаря начальнику Воздушно-десантной службы центра полковнику Игорю Кузаеву.

Начальник ВДС центра «Лидер» - человек, на плечах которого ответственность за 179 человек, которые обязаны уметь совершать прыжки с парашютом, спускаться с внешней подвески вертолета, регулярно тренироваться. В число этих людей входит аэромобильная группировка центра, в зависимости от сложности ЧС.

 "Тренировки необходимы, чтобы парашютисты-спасатели могли совершенствовать свой профессиональный уровень, находиться в постоянной готовности, совершать прыжки с парашютом в труднодоступные районы, ограниченные площадки, доставлять необходимую технику и грузы на парашютно-грузовых системах, доставлять специалистов в район ЧС, не имеющих опыта прыжков с парашютом, в парашютной системе «Тандем» с инструктором. Для этого мы и нужны", - Игорь Кузаев, начальник воздушно-десантной службы ЦСООР «Лидер».

На парашютную систему типа «крыло» допускают более опытных спасателей-парашютистов. Это требует специальной подготовки, затем аттестации и допуска. «Почему мы работаем на крыльях? – рассказывает спасатель, - Это позволяет работать с большей точностью на ограниченные площадки, в простых и сложных метеоусловиях, с различных высот. Десантировавшись в район ЧС подготовить площадку приземления для приема группы АМГ, груза, техники, а так же провести разведку обстановки в районе ЧС. В ЦСООР «Лидер» более 20 человек допущены к совершению прыжков на парашютных системах типа «крыло» - это отдел спасателей-десантников управления первоочередных аварийно-спасательных работ в зонах ЧС и воздушно-десантная служба, которую возглавляет Игорь Кузаев.

В 1986 году был призван рядовым в ряды вооруженных сил СССР. Служил в войсках спецназа ГРУ министерства обороны СССР, по окончании училища стал командиром взвода, заместителем командира роты, а следом и батальона, по ВДП. К тому моменту, как Игорь Кузаев в 1998 году пришел в систему МЧС, у него на счету уже было порядка 600 прыжков.


 "О такой структуре, как МЧС, мне рассказал друг: приходи, говорит, к нам - Что такое за МЧС? - Да ты что, МЧС это… приходи, сам увидишь! Пришел, посмотрел, оказывается, есть отряд, который занимается прыжками, можно говорю, к вам? – и взяли. Вот уже 30 лет как работаю, и никак оставить любимое дело не могу!", - Игорь Кузаев, начальник воздушно-десантной службы ЦСООР «Лидер».

Коллег по былой службе, рассказывает спасатель, встречал и регулярно встречает и на сборах, и на ЧС. Кто-то еще в 90-е перешел служить в «Лидер» - место, которое было престижным уже с момента своего возникновения. Кто-то вернулся потом в свои подразделения, а кто-то и по сей день занимается делом спасения в системе МЧС.

В Ногинске, куда сначала пришел работать Игорь Кузаев, он был заместителем начальника ВДС, а затем возглавлял пиротехнический отряд. В «Лидер» спасатель пришел в 2002 году и возглавил сначала группу горного отдела. Однако небо не перестало звать спасателя: он становится сначала заместителем начальника десантного отдела, затем возглавляет его и, наконец, становится начальником ВДС всего центра – человеком, на котором лежит ответственность за десантную подготовку и личного состава, и инструкторов.

«Все готово, можно проверять», - начальнику докладывают о том, что совершившие только что прыжок, уложили парашюты и можно идти проверять. Здесь укладку парашютов проверяют дважды: сначала заместитель начальника ВДС, а потом сам Игорь Кузаев лично. Сто процентная ответственность здесь лежит на каждом – за каждого. Спасатели - команда, где каждый доверяет свою жизнь товарищу, как самому себе, и начальник за этим пристально следит.

Воздушное десантирование может пригодиться неожиданно и срочно на любом ЧС, где невозможно посадить вертолет. При лесных пожарах воздушное десантирование часто становится единственным способом доставить на место людей и груз: вертолет, приземляясь, создает вращающимися лопастями тягу и пламя усиливается. Спасатели –десантники готовы к вызову в любую минуту, ну а «скажут в огонь прыгать – должны совершить прыжок и оказать помощь!»

Лезть «в огонь» начальнику ВДС приходилось не раз: за плечами Игоря Кузаева десятки спецопераций, среди которых доставка гуманитарных грузов в Чеченскую республику, ликвидация последствий взрыва на насосной станции в Красногорске, эвакуация населения в Грузии, эвакуация российских граждан после начала войны в Сирии, освобождение заложников при захвате Норд-Оста, ликвидация последствий обрушения комплекса «Трансвааль-парк», ликвидация последствий аварии в метрополитене. «На каких крупных ЧС я работал? Они все крупные, потому что везде идет речь о людях, везде надо стараться живых успеть достать из-под завалов».

Спасатель вспоминает, как выносили из здания пострадавших при захвате заложников в Норд-Осте и как несправедливо потом обвиняли спасателей в том, что те действовали неправильно. Тогда два дня они ждали, пока бойцы «Альфы» и «Вымпела» подготовятся, те отрабатывали штурм на другом здании. Зашли следом, без противогазов – «заходили не по одному разу, не хватало воздуха, а что делать?», надо оказывать помощь пострадавшим. Многие были в сознании. Когда только начался захват, спасатели выхватывали из гардероба пальто, шубы и кидали на пол в фойе, чтобы класть на них людей, которых выносили из загазованного помещения. «Мы вытащили человек двадцать, все были живые. Сдавали их медикам. Единственное: сначала грузили в автобусы, потому что не было карет скорой помощи, не знаю, почему они не подъехали. Мы выносили – все были живы». Позже и спасателям, и сотрудникам спецподразделений ввели антидот, и они прошли курс реабилитации. Важно, что все обвинения и подозрения, по результатам работы специальной комиссии, со спасателей были сняты, их действия были признаны корректными и профессиональными.

На вопрос, помнит ли начальник воздушно-десантной службы свой первый прыжок, тот с улыбкой не задумываясь отвечает утвердительно. Спасатель смеется – нет, кричать не кричал, но есть, что вспомнить:

 "Как сейчас помню, мне было 16 лет. Занимался греблей на байдарках и каноэ. Как-то меня вызвали в военкомат на приписную комиссию, говорят: «Будешь прыгать с парашютом». «Что это еще такое?» Там, говорят, тебя всему научат. Нас таких было трое. Привезли в военкомат, мы прошли медкомиссию, быстро показали мне, как укладывать парашют, понял, говорят? – Нет, говорю. Потом научили, все уложил, а через два дня совершили первые прыжки. Там сделали хитро – сначала прыгала девочка-спортсменка. Потом оказалось, специально, чтобы парни потом не боялись: девочка смогла – а мы что же? И с закрытыми глазами пошел – в небо, потом только начал открывать", - Игорь Кузаев, начальник воздушно-десантной службы ЦСООР «Лидер».

Мастерство десантников, видимо, вскоре будет использоваться на ЧС чаще: по указу министра МЧС Владимира Пучкова до конца текущего года в каждое подразделение должны быть введены десантные подразделения. В ходе селекторного совещания он, в частности, обратился к центру «Лидер», которому поставил задачу «подключиться к этой работе и оказать организационно-методическую помощь». «Все реально при наличии техники, - уверен эксперт центра по организации и методике воздушно-десантной подготовки. – Будем стараться».

Техническое оснащение центра заслуживает внимания. «Парашютные системы у нас уникальные, российского производства, аналогов в мире нет», - рассказывает спасатель. Здесь и единственные в своем роде парашюты для начального обучения – облегченные, маневренные, и системы с контейнером, который вмещает до 40 кг груза дополнительно к весу парашютиста.

То, как любит Игорь Кузаев свое дело и с какой отдачей эта любовь к нему возвращается, можно понять уже за те минуты, что длился его разговор с корреспондентом. За это время с десяток покидающих аэродром после очередной тренировки спасателей - не только «своих» из «Лидера», но и из других спасательных центров - подошли и лично поблагодарили организатора. «Это человек, благодаря которому мы все вообще здесь собрались. Он все организует от и до, полностью, делает возможным то, что, кажется, уже не состоится», - характеристика, которую не раз и не два за день услышишь о начальнике «за глаза» от спасателей. Для того, чтобы понять, в какой мере это так, нужно было пробыть со спасателями на аэродроме весь день. Такая уникальная возможность была у корреспондентов «МЧС Медиа», о чем подробно – наш репортаж «25 секунд свободного падения: «МЧС Медиа» на десантных сборах».

Жанна Бобкова

Материал взят с сайта "МЧСМедиа" http://www.mchsmedia.ru/face_MCHS/item/6535192


Публикация от 15 апреля 2017 г.