Собака нашла и спасла корреспондента «Мой Дом Москва»
Профессия журналиста, порой бывает связана с риском. Случилось так, что корреспондент «Мой Дом Москва» оказался под завалом рухнувшего здания. Ноги завалило тяжелым обломком потолочной плиты, так что самостоятельно выбраться уже не мог. Да и опасно было шевелиться. Начну делать какие-то телодвижения, и меня завалит еще больше. Единственно правильное решение — дождаться спасателей, которые уже наверняка прибыли на место рухнувшего здания и преступили к поискам таких же бедолаг, как я. Тишина. Вокруг обломки плит, торчащие куски арматуры и кусочек серого неба над головой.
Хотел кричать, но в горле пересохло, только хрип. Нет, лучше лежать тихо и терпеливо ждать помощи, в которой нисколько не сомневался. Пошел снег. Славу богу — не пожар.
Вдруг сзади что-то зашуршало, и чей-то теплый мокрый язык коснулся моей щеки. Повернул голову и чуть не закричал от радости. Надо мной склонилась собачья морда. На теле не очень крупной немецкой овчарки увидел оранжевый жилет с эмблемой спасательного Центра «Лидер». Собака-спасатель лизнула меня еще раз в самый нос и начала отрывисто лаять. Да так громко…

— Кто живой — ответьте, если меня слышите, — услышал буквально через пару минут женский голос.
То, что меня так быстро нашли с помощью специально обученной собаки придало сил.
— Я тут, чуть ниже под плитой. Ноги завалило. Но дышать можно!
— Спасатели уже идут к вам. Сейчас вас вытащат, приподнимут плиту гидравлическим домкратом и все будет хорошо, — успокаивала меня девушка-спасатель, поглаживая своего мохнатого напарника за отлично выполненную работу по поиску человека оказавшегося в завале рухнувшего дома.

Но спасатели с домкратом и другими приспособлениями мне были не нужны. Сам выбрался. Потому, как завалило меня не по-настоящему. Просто кинолог-спасатель Центра спасательных операций особого риска (ЦСООР) «Лидер» майор МЧС Светлана Сонина показала журналисту на тренажере «Завал» работу своего четвероного напарника по кличке Квадра, которая специально обучена на поиск пострадавших в рухнувших зданиях в результате землетрясений или техногенных катастроф.
— ФГКУ «ЦСООР «Лидер» был сформирован 15 февраля 1994 года. Центр предназначен для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности. Обеспечения оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, — рассказывала Светлана Сонина, когда мы после моего счастливого «спасения» из-под учебного завала шли втроем на «собачий городок». Здесь Квадра, или как ее еще иногда называет Светлана, Кубик должна была показать свое умение.
— Специалистам «Лидера» поручают самые сложные и ответственные задачи, — продолжала Светлана.
— Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В том числе на объектах связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей с использованием робототехнических средств, в труднодоступной местности, на акваториях и в горах с использованием специального оборудования, в том числе собак-спасателей.
Например, семилетняя немецкая овчарка Квадра обучена на поиск живых людей в завалах, горной местности и в лесах.


— Вы сказали «живых людей», а на мертвых она не реагирует, — спрашиваю Светлану.
— Так точно. Квадра ищет только тех, кто жив и кому нужна срочная помощь, кого еще можно спасти. Например, собака не будет реагировать на стоящего среди завала человека. Потому, как если стоит на собственных ногах, значит, экстренная помощь ему не нужна.
Собаки очень помогают при поиске живых людей именно в завалах рухнувших зданий. Человеку порой трудно визуально определить, жив пострадавший, или нет.
Например, из-под завала видны лишь, скажем только нога или рука. Как узнать, жив человек или нет? Собаке достаточно только понюхать, и она тут же определяет жив человек или уже нет. Если жив — начинает громко, отрывисто лаять, зовя спасателей.
Однако, сегодня в нашем Центре «Лидер» приступили к обучению собак, которые будут искать, еще, как ни прискорбно, и умерших. Так же у нас есть мино-розыскные собаки. Но с ними в основном работают спасатели-мужчины. Нас — женщин — наши парни на такую работу не берегут. Не посылают с питомцами на опасные участки: в «горячие точки», где идут войны или проводятся работы по разминированию местности и зданий после боевых действий.
Чаще всего женщин-спасателей с их питомцами командируют на поиски, так называемых «потеряшек» в лесу или в другой ненаселенной местности. В основном чаще всего теряются дети и пенсионеры.

«Собачья площадка» или тренировочный городок ФГКУ «ЦСООР «Лидер» ни чем не отличался от тех, на которых обычно хозяева тренируют своих четвероногих питомцев: «Горка», «Качели», «Лестница», «Барьер» и т. д.

— Ежегодно все наши четвероногие помощники проходят аттестацию на профпригодность. Кинологи-спасатели вместе со своими подопечными сдают своеобразный экзамен, — рассказывает Светлана Сонина.
В него входит: послушание – выполнение собакой различных команд, которые могут подаваться, как голосом, так и жестами: «Лежать», «Сидеть», «Ко мне», «Рядом», «Стоять», «Вперед», «Аппорт», «Ищи» и т.д.
Квадра выполняла все подаваемые команды безупречно. Прыгала через барьер, взбиралась и спускалась по крутой лестнице, ходила по бревну, и особо трудному снаряду «качели».
— А еще в программу обучения собаки-спасателя входит обязательный прыжок с парашютом, — продолжает рассказывать Светлана, — ведь иногда бывает, что спасатели Центра «Лидер» вынуждены выполнять свою работу в очень труднодоступной местности, где даже не может приземлится вертолет. Тогда наш десантно-парашютный отряд спасателей вынужден десантироваться к месту ЧС вместе с собаками, которые не должны боятся, ни шума вертолета, ни высоты и свободного падения вместе спасателем-кинологом, к которому собака пристегнута специальной подвесной системой. Собаки, они как люди, кому-то прыжки с парашютом нравятся, и видно, что они испытывают удовольствие и радость паря под куполом парашюта. Другие делают это неохотно, но вынуждены потому, что так надо. Такая у нее служба.
— А Квадре понравилось прыгать с парашютом? – спрашиваю Светлану.
— Ребята, которые прыгали с Квадрой, сняли во время прыжка небольшой видеоролик. Когда парашютист с пристегнутой к его подвесной системе Квадрой покинул борт вертолета, она начала делать лапами движения, если бы она находилась в воде. Очень смешно выглядело!
Когда парашютист приземлился и отстегнул ее от себя, радостно бегала и прыгала. Было видно, что полет под куполом парашюта ей очень понравился. Так что если понадобится она, как и все остальные наши четвероногие напарники готовы выполнять свою работу днем и ночью на земле и в воздухе.
Автор статьи Андрей ФЕДОРОВ.
Фото и видео автора и Анны ЛЕБЕДИК.
Материал взят с сайта http://moydom.moscow/2019/12/16/sobaka-nashla-i-spasla-korrespondenta-moj-dom-moskva/